Обзоры
3D-кинематограф: как это работает |
---|
[25 июня 2010]
Текст: Сергей ПАВЛОВ Трехмерные, а если точнее - стереоскопические, фильмы начали снимать задолго до премьеры нашумевшего "Аватара". Просто супермощные компьютеры существовали не всегда, поэтому технология создания стереокино была слишком трудоемкой и дорогой.
На заре 3D-кинематографаПремьера стереоскопического фильма с технологией Teleview. Конечно, верится в это с трудом, но идея трехмерного кино была реализована 150 лет назад. В 1858 году два изобретателя д’Альмейда и Дюко дю Орон разработали анаглифный метод создания и демонстрации изображения. Суть проста: каждый кадр из стереопары окрашивается в свой цвет: левый кадр - в красный, а правый - в сине-зеленый. В результате человеческий глаз в состоянии воспринимать только один, противоположный цвету линзы кадр, и для каждого глаза доступно собственное изображение. Мозг пытается увязать их в одну картинку, из-за чего и возникает трехмерный эффект. Система Teleview - прообраз современных 3D-кинотеатров. Правда, до кинематографа эта технология добралась только в 1922 году, когда был создан метод Teleview - прообраз современных очков, синхронизирующихся с изображением на экране. В том же году в отеле Амбассадор в Лос-Анджелесе состоялась премьера первого ЗD-фильма, использовавшего эту технологию. Назывался фильм The Power of Love, и это все, что о нем известно. В СССР стереокино начали создавать еще 20-х годах. Но настоящий прорыв был сделан в 1941 году, когда в Москве, в кинотеатре "Москва" состоялся первый показ стереоскопического фильма "Концерт". Это был едва ли не единственный стереоскопический фильм, для просмотра которого не требовалось специальных очков - в зале был установлен светопоглощающий растровый экран, позволяющий видеть объемное изображение невооруженным глазом. Золотая эпоха 3DНовые проекты в сфере стереокино появлялись на протяжении десятилетий, но большинство из них были очень сложными и дорогими. Тиражировать их было невозможно. Нужный эффект могли увидеть не все, а помимо стереокамеры, стереопроектора и специального экрана нужны были специально обученные операторы, режиссеры, монтажеры. Даже киномеханики были специально обученные - стереофильмы демонстрировались с двух проекторов, ленты на которых менялись синхронно. Кроме того, зритель от 3D тоже особенно не фанател, поскольку о каких-то особых спецэффектах тогда речи даже не шло. В 70-х годах казалось, что про 3D-кино скоро уже никто и не вспомнит. Продолжение на следующей странице. Новые технологии 3DМетод поляризации - самый распространенный в сегодняшних 3D-кинозалах Постепенно кинематограф стал отказываться от анаглифного метода передачи стереоизображения. И все большую популярность приобретал метод поляризации. Стереопара передавалась в поляризованном свете на не поляризующий экран. Поляризаторы устанавливаются перед левым и правым объективами таким образом, чтобы их ориентация была взаимно перпендикулярна. Этот метод и применяется сегодня во всех современных ЗD- кинозалах. Впервые от был использован в IMAX - 3D-стандарте, разработанном в 1985 году. До сих пор он считается образцом по качеству и глубине картинки. Объем бывает разныйСегодня существует три основные технологии передачи ЗD-изображения: IMАХ 3D, RealD, XpanD и Dolby Digital Cinema. IMAX 3D предназначается для больших экранов. Стандартный экран IMAX - 22 м в ширину и 16м в высоту, но даже это не предел. Экран имеет специальное серебряное покрытие и занимает практически все пространство перед зрителем. Эффект присутствия - просто "туши свет". IMAX 3D - для самых больших экранов. IMAX DOME - подвид IMAX 3D, предназначена для создания объемных изображений на куполообразном экране. Недостаток IMAX 3D - необходимость постоянно держать голову прямо, иначе эффект будет нарушен. RealD - самая популярная в современных ЗD-кинотеатрах система. Самое удачное решение по соотношению цена/качество. Принцип здесь такой: электронный поляризующий фильтр синхронно с изображением переключает полярность изображений соответственно для левого и правого глаза. RealD - наиболее распространенная система в 3D-кинотеатрах. Специальный проектор показывает изображение со скоростью 72 кадра в секунду. То есть вы поочередно видите три кадра для правого глаза и три для левого. Экран тоже должен быть с серебряным покрытием, чтобы не терять поляризацию при отражении. Минус в том, что на таком экране обычные двухмерные фильмы выглядят блекло.
Продолжение на следующей странице. XpanD - еще одна стереосистема, которую часто применяют в кинотеатрах. Для нее используются активные затворные очки: правый и левый глаз поочередно затемняются с помощью LCD-матрицы, установленной в окуляре. За синхронность отвечают инфракрасные передатчики, установленные в зале. XpanD - хорошее качество, но неудобные очки. Кинопроектор демонстрирует 48 кадров в секунду, по 24 для каждого глаза. По яркости картинки и глубине эффекта XpanD не уступает RealD. Главный недостаток - высокая цена по сравнению с конкурентами. Еще один недостаток XpanD - неудобные очки. Они заметно тяжелей, чем очки RealD и при этом довольно большие из-за большого числа электронных компонентов. Кроме того XpanD-очки требуют очень серьезного ухода: их нужно регулярно заряжать, А ремонт очень дорог. Система Dolby 3D Digital Cinema появилась позднее всех - в 2007 году. Dolby 3D использует специальный спектральный фильтр в виде диска в кинопроекторе, где он вращается синхронно с изображением. Диск разделяет свет от проектора на разные для каждого глаза диапазоны длины волны. Dolby 3В - самая молодая система 3D-кино. Для просмотра используются специальные пассивные очки с многослойными спектральными фильтрами. Эти очки дороже поляризационных, но эта технология не требует специального экрана с серебряным покрытием. Можно использовать обычный киноэкран. Минусы Dolby 3D - низкая яркость и некорректная цветопередача. Источник - мужской журнал "Top4Man.ru": 3D-кинематограф: как это работает
Источник - журнал TOP4MAN.RU |
![]() |